Старший (Ɨ между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь), ученик прп. Сергия Радонежского. Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. № 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.
Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» (Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).
Известны 2 рукописи письма А. В.: Паремийник (РГБ. Румянц. № 303, 2-я пол. XIV в.), в к-ром рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (нек-рые исследователи не считают эти тексты автографом А. В.), и Пандекты Никона Черногорца (ГИМ. Син. № 193, 1381 г.), на л. 211-229об. этой рукописи А. В. поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
В 1382 г. А. В. оставил Высоцкий мон-рь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в К-поль, где купил себе келью в Студийском мон-ре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но А. В. ответил: «Келия се ми луче онех честных» (Вздорнов. С. 191). В 1392 г. некий инок Сергий (по-видимому, также из Высоцкой обители) по благословению А. В. переписал в Студийском мон-ре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий мон-рь. Оригинал сборника не сохранился, но известны 2 списка, передающие послесловие оригинала: РГБ. Рогож. № 562, 1518 г.; РГБ. Рум. № 360, XVI в. Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в мон-рь Высоцкого чина (Вздорнов. С. 177. Прим. 22). В «Слове» говорится, что А. В., находясь в К-поле, послал в Высоцкий мон-рь некоего иером. Виктора, к-рый вручил серпуховскому игум. прп. Афанасию Высоцкому Младшему 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время 7 икон были целы и находились в соборном храме мон-ря над царскими вратами (РГБ. Унд. № 288. Л. 127об.-128). После 1920 г. 6 икон Высоцкого чина хранятся в ГТГ, одна - в ГРМ.
Большинство исследователей считают, что именно А. В. в 1401 г. написал в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция А. В. этого произведения основывается на послесловии, к-рое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского мон-ря (РГБ. Рум. № 445, 1428 г.), др.- из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и др. мон-рях.
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец А. В. «с миром к Господу отиде». В сер. 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.). А. В. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева).
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. В. сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.). Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 253об.- 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.), посвященных основанию Высоцкого мон-ря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: А. В. представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря (СГИХМ. № 1673. Л. 10, 1648 г.) А. В. изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем А. В. был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресв. Богородицы - Избранные святые», к-рые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» (Вкладная книга. Л. 83об.). Образ А. В. (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ),- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе ТСЛ.
В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением А. В. с К-польским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11), А. В. изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке (л. 22об.); подобное поясное изображение - на заставке рукописи (л. 5).
В кон. XIX в. получил широкое распространение образ А. В. в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 80-х гг. XIX в. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком мон-ре: икона в местном ряду иконостаса Никольской ц. (А. В. написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение А. В. худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова), 50-е гг. ХХ в.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий мон-рь), А. В. стоит слева, рядом с прп. Никоном.